КОНТИНЕНТ

№2(15) 26 января-8 февраля 2000 г.

ТАКСИ КАК ЧАСТЬ АЛМАТИНСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
СОВЕТСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ И ВСЕОБЩАЯ НЕРАЗБЕРИХА ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ НАЛОЖИЛИ НЕИЗГЛАДИМЫЙ ОТПЕЧАТОК НА РЫНОК ИЗВОЗЧИКОВ. ПРИБАВИВ ЕМУ, ОДНАКО, ВЕЖЛИВОСТИ

Арман Жандарбеков
Алматы

Один из характерных признаков Алматы конца девяностых - это дешевые цены на услуги такси. Правда, такси не в прямом смысле этого слова, а такси как средства передвижения. В роли такого средства может выступить любой автомобиль, который способен хоть как-то передвигаться по улицам города. Обычные такси с "шашечками" просто тонут в море машин, занимающихся частным извозом. Сегодня на улице достаточно поднять руку в любом месте, чтобы поймать машину на любое нужное расстояние и в любом нужном направлении. Такси ловят уже не только зажиточные люди. Такси доступно так, как никогда ранее. На такси ездят студенты, домохозяйки, мелкие торговцы, секретари-референты и прочие, прочие. Такси стало доступным для самых широких масс. Теперь это просто удобное и относительно дешевое средство передвижения. Заметьте, в алматинских такси все реже спрашивают заранее о том, сколько вы заплатите за вашу поездку. Только один из примерно семи водителей интересуется ценой проезда. В какой-то мере, это особый алматинский шик. Все - и водители, и пассажиры - примерно знают, сколько стоит проехать от центра до Аксая. Обычно молча возьмут столько, сколько вы предложите. А вам, если вы, конечно, честный алматинец, будет стыдно дать меньше, чем это стоит на самом деле. В некоторой степени это часть нашей алматинской субкультуры. Большинство из тех, кто таксует, или калымит, делает это вынужденно. Это не профессия, как в других городах. Это потребность в живых деньгах в условиях безработицы и кризиса экономики. Естественно, каждый, кто подвозит пассажира, никогда не признается в первую очередь самому себе, что это его судьба и призвание. Для такого алматинского водителя это просто временные трудности. Он психологически не может спросить пассажира, сколько тот ему заплатит. Считается, что я тебя как бы везу, а ты мне между делом платишь. Еще одна форма психологической защиты алматинского мужчины, который вынужден возить пассажиров, - это задушевные разговоры, где обязательно отметят, что подвозит он исключительно ради бензина, или подчеркнут временные трудности. Обычно это сразу же находит отклик у такого же алматинца. Результат налицо - калымить в Алматы не считается зазорным. Время от времени калымят все.

В городе можно поймать такси в виде супернавороченного "джипа" или "мерседеса" . Вас может подвезти отпрыск богатого родителя на БМВ или "Тойоте Камри", которому папа купил машину, но не дает достаточно денег на прочие удовольствия. Можно прокатиться на каком-нибудь "крайслере" бывшего крутого бизнесмена. В старые времена, еще когда наш славный город был столицей, вечером на Фурманова можно было поймать, страшно сказать, правительственный "мерседес" с номером 0? KZ.

В последние годы город захлестнули потоки частных машин из пригородов Алматы - Каскелена, Талгара, Чемолгана. Их владельцы плохо знают город, но готовы везти вас практически за любые деньги.

Вообще работа таксиста становится самым массовым занятием мужского населения южной столицы. Конкуренция снижает цены, повышает уровень вежливости, но наносит страшный удар по официальным таксомоторам, городскому бюджету и таксистской мафии.

Во сколько вообще можно оценить рынок перевозок в Алматы, самом богатом городе Казахстана? Сколько всего платят алматинцы и гости столицы за проезд на такси? На одной чаше весов лежит 30-40 тысяч машин, которые в среднем ежесуточно таксуют по городу, на другой - 150-200 тысяч горожан и приезжих, которые потенциально способны воспользоваться их услугами. Если взять хотя бы 30 тысяч среднестатистических машин, каждая из которых соберет 1500-2000 тенге в день, то получим 60-80 миллионов тенге. В месяц это составит примерно 2 миллиарда. Приличная сумма.

Но, увы, желающие освоить эти деньги неизбежно терпят фиаско. Помните, насколько дороги и агрессивны были на первом этапе своей деятельности водители на красивых "Дэу" и прочих таксомоторах? Поездка на "Дэу Эсперо" обходилась год назад в два, а то и в три раза дороже средних цен по городу. Ну а если вы рискнули и вызвали такую машину ночью, то вас могли обобрать до нитки. Агрессивность водителей можно понять. Когда тебя заставляют сдавать по 20 долларов в день, это просто невыносимо. Но что в итоге? В итоге, когда средний алматинец видит какой-нибудь красивый "Дэу" с "шашечками", он автоматически опускает руку.

Есть от чего прийти в отчаяние. Естественное желание утвердиться на рынке и получить прибыль для тех компаний, которые завезли в город дорогие импортные машины, упирается в сам город, его оригинальную субкультуру. Все попытки повлиять на ситуацию со стороны таксомоторных компаний успехом не увенчались, да и не могли этого сделать. Как можно бороться с тем, что составляет жизнь самого города, по крайней мере значительной его части.

Из-за этого, в принципе, не развилось в Алматы такое явление, как таксистская мафия. Бомбилы, которые ломят цены за свои услуги около гостиниц, могут стоять до посинения или до какого-нибудь приезжего лоха. В целом это не имеет для них никакого смысла. Клиенту достаточно выйти на дорогу и через минуту уехать с чувством исполненного долга. И бороться классическими мафиозными мерами против этого явления никак не получится. В Москве - там все поделено и схвачено, а если кто сунется... А когда в Алматы этим занимается весь город, то против кого бороться?

В целом рынок такси в Алматы - это такое своеобразное явление, в котором так много психологии, что подходить с обычной маркетинговой стратегией совершенно неоправданно. В борьбе за десятки миллионов тенге таксомоторы, городской бюджет и бомбилы в ближайшее время будут всегда проигрывать самому городу и его окрестностям.

 

Copyright 2000 ТОО "Континент"

Хостинг от uCoz