АЛМА - АТА ЗАСТОЙНАЯ
Через несколько лет после распада Союза
кто-то удачно заметил по поводу города на Неве: раньше сквозь советский облик
Ленинграда упорно проступал смутный образ старого Петербурга; теперь, когда
город вновь обрел старое и гордое имя, из-за фасада Санкт-Петербурга настойчиво
проглядывает совковая рожа Ленинграда. К нашей любимой Алма-Ате этот афоризм
подходит с точностью до наоборот: сквозь искаженные и загаженные черты
нынешнего Алматы кое-где еще светится тонкий и одухотворенный лик прежней
Алма-Аты.
Так какая же она была, старая, то есть
застойная, Алма-Ата? Столица Советского Казахстана сложилась как
среднеазиатский урбанистический феномен, безусловно, в застойные годы, то бишь
в "золотую" брежневско-кунаевскую эпоху 50-70-х годов. Об архитектуре
Алма-Аты, которую так любил Леонид Ильич, сказано немало. Да и сейчас то, что
от нее осталось, перед глазами. Но в этой вдруг постаревшей форме уже новое содержание.
Исчезло то, что делало в застой Алма-Ату именно Алма-Атой - городом радости,
любви и молодости, открытым солнцу, горам и свежему воздуху и напоенным
прозрачным светом.
В 60-70-е годы в городе сложилась
своеобразная субкультура, носителем которой была молодежь, и в первую очередь
студенчество. Многое из этой субкультуры имело общие черты с молодежной
культурой других среднеазиатских столиц и в целом крупных советских городов, но
оставалось что-то - очень неуловимое, - что делало алмаатинцев отличными от
других, а между собой роднило и позволяло узнавать друг друга в других
республиках, в Москве, а потом уже и за границей. Можно сказать, что молодежь в
городе царила, и это был ее город. Весенними и летними вечерами, когда воздух в
центре города становился мягким и наполнялся ароматами с предгорий Алатау,
аллеи и скверы заполнялись молодыми людьми, а на скамейках под сенью деревьев
начиналось оживление, нежные звуки гитар сопровождали песни о вечном и
прекрасном - любви, дружбе и братстве. Это незримое ощущение братства
охватывало Тулебайку и Чоканку, Черный Брод и Сквер и аккумулировалось в
"Театралке" и "Ак-Кушке". В сущности, эти идеи были
отголоском уже отшумевшей на Западе молодежной революции и движения хиппи, но
они продолжали жить в Алма-Ате и полностью растворились в ней и в этом
поколении.
У этой Алма-Аты была своя карта, хранившая
любимые и памятные места. Некоторые из них мы уже назвали, но было еще много
других мест, которые как магнитом притягивали молодых алмаатинцев. Своего рода
чемпионом по пивнушкам был район вокруг Никольского базара: желтым пенящимся
ожерельем они окружали весь район и утоляли жажду измученных студентов.
Представители химфака и физфака КазГу, перешедшие улицу Виноградова, сразу
оказывались перед дилеммой, куда идти: сразу у входа их ждали два заведения.
Те, кто оказывались ближе к церкви, попадали в объятия пивной с остроумным
названием "Атеист". Для тех, кто любил уединение и природу,
существовала пивная, выходящая фасадом на сквер у балетной школы с полным радости
и оптимизма названием "Ясная Поляна". Кто направлял свои стопы к
"Целинному", оказывался у прохладного входа "Снежка". В
менее выгодном положении находились студенты главного корпуса КазГУ на ул.
Кирова, 136. Чтобы утолить жажду в более или менее цивилизованных условиях, им
приходилось преодолеть несколько кварталов, чтобы достигнуть пивной выше
Шевченко в так называемых "косых домах", носившей кодовое название
"аудитория № 102". Говорят, что по одиннадцатым числам, дням выдачи
стипендии в КазГУ, с самого утра пивнари начинали приводить свои заведения в
порядок и делали большие, чем в обычные дни, заказы на пивзаводах.
Однако у студентов главного корпуса
университета было и свое преимущество - это соседство со знаменитыми кафе
"Театральное" и "Ак-Ку", а также гастрономом
"Столичный", более известным как Цэгэ. "Театралка" имела
свои плюсы и минусы и считалась более респектабельной. Идя туда, нужно было
располагать как минимум червонцем в кармане. Гораздо более демократичным
заведением была "Ак-Кушка", из которой открывалась чудесная панорама
на сквер, пруд с лебедями, а главное - на кассы университета, что позволяло
перехватить идущего со стипендией товарища или просто знакомого. Чужая
стипендия рассматривалась как общее достояние, она рано или поздно должна была
перекочевать в кассу кафе или винного отдела магазина. Прекрасной репутацией в
этом смысле обладал "Кооператор" на ул. Панфилова, гостеприимно
предоставлявший студентам сразу три отдела соответствующего профиля и один
кафетерий. Те, кто знает, что крупные гастрономы работали только до 22.00,
должны помнить, как за несколько минут до их закрытия начинался героический
штурм, и самые удачливые влетали в дверь магазина в самую последнюю секунду на
плечах самого последнего в очереди. Те, кто не успевал, демонстрировали чудеса
мимики и сурдоязыка, показывая оказавшимся в магазине, что им следует купить
для них.
Культовым напитком был, конечно, знаменитый
портвейн № 12 (1 руб. 37 коп.), канувший, к сожалению, в Лету в конце
семидесятых. Его место не по праву занял более простоватый и менее вкусный
"Талас". Замечательными лечебными и профилактическими свойствами
обладал, как искренне верили все пробовавшие его, вермут белый крепкий (2,50),
который за свой непревзойденный аромат был нежно прозван "Вермахтом".
В общем, эта субкультура имела и свою собственную этимологию, которая позволяла
зачастую находить точные и образные названия. Так, "Белое крепкое"
стало "Бикрепином", а "Агдам" - превратился в
"Как-дам", видимо, за его особые ударные свойства; таджикский
"Помир", то есть "Памир", превратился в натуральный
"Помер", и свое название он полностью оправдывал. В целом эта
категория так называемых "тяжелых" портвейнов именовалась для
краткости "ударом по печени". Тем, кто в кризисные часы пересчитывал
мелочь и не считал для себя зазорным сшибать монеты у магазина, не оставалось
ничего другого, как брать самые дешевые "шмурдяки" (т. е. бормотуху)
из семейства "Яблочных" стоимостью от 82 коп. до 1 руб.12 коп. Никто
не мог позволить себе бросить камнем в этих ребят, потому что сам регулярно
оказывался в аналогичной ситуации. Были, конечно, и другие напитки, например,
известная водка "Коленвал" по 3,62, обретшая в 1983 году новую цену и
новое название - "Андроповка". Но с классовой точки зрения, это был
напиток не студентов, а в большей степени пролетариата, или гегемона, как тогда
говорили.
Отдельный разговор о финансовой лексике,
которая позволяла называть деньги по-разному: нежно - мурмулетками,
презрительно - шмелями и рваными, с претензией на научность - хримой (от
греческого термина "хрема"). Однако бескорыстие и бессребренничество
были возведены в ранг добродетели. Рубль, трояк или пятерка, не потраченные в
упомянутых заведениях, считались оскорблением нравственности и общественного
мнения. Эта карта центров молодежной активности простиралась далеко к горам. На
самом верху царствовал "Медео" с его фешенебельным баром, создававшим
уникальную атмосферу уюта и интима. Для любителей свежего воздуха существовали
- как своего рода улавливающие карманы на медеуской трассе - "Самал"
и "Теремок", причем у первого был через дорогу замечательный филиал -
так называемый "Фазанарий", смесь мини-зоопарка с пивной, шашлыком и
горной рекой. Это замечательное место было разрушено несколько лет назад
какими-то вандалами.
Важным элементом алма-атинской субкультуры
были рестораны, где многочисленные ансамбли могли оттачивать свое мастерство.
Ресторанное музицирование позволяло многим самодеятельным группам сводить концы
с концами, и среди многочисленных халтурщиков попадались по-настоящему хорошие
группы. Впрочем, так происходило повсюду в бывшем Союзе, где рок находился под
полузапретом. Настоящая музыка пробовала выжить при вузовской самодеятельности,
и каждый крупный вуз имел собственный ансамбль - так когда-то в Политехе
родились знаменитые "Досы" ("Дос-Мукасан"), в Энерго -
"Улан" и т. д. Песней-символом тех времен следует назвать "Когда
мы будем вместе" одного известного барда: не будут дети наши знать слов
убивать и умирать, когда мы будем вместе... В ней сублимировались в
концентрированном виде все надежды и идеалы молодежи того времени: антивоенный
пафос и призыв к миру, братству и любви.
Была еще одна важная составляющая
алма-атинской жизни и субкультуры, где ансамбли и музыка играли важную роль, -
это Иссык-Куль. Как когда-то высший свет выезжал из Парижа и других европейских
столиц на летние курорты, так и алма-атинская молодежь, начиная с конца июня и
заканчивая началом сентября, тянулась к берегам самого прозрачного и самого
прекрасного озера в мире. На обширном пространстве от Чолпон-Аты до Бозтерей
простирались казахстанские лагеря, вход в которые посторонним был заказан.
Каждое лето алмаатинцы с боями против лучших и достойных, а также малодостойных
и вообще недостойных представителей местного населения отстаивали свое право
отдыхать, танцевать, веселиться и любить под звездным небом Иссык-Куля. Весь
этот шум, драки, веселье, звон бокалов и столпотворение происходили под грохот
"вокально-инструментальных" ансамблей, игравших на танцплощадках
лагерей на полную катушку и без оглядки на начальство. В положенное время шум
стихал, и из репродукторов звучала (кто не помнит ее!) магическая формула: в
спортивно-оздоровительном лагере Казахского государственного у ниверситета
имени Сергея Мироновича Кирова объявляется отбой! Это был сигнал к настоящей
полуночной жизни. Здесь из скромности мы опускаем занавес.
У молодежи того времени существовал и культ
Прекрасной Дамы. Но этот идеал отличался от традиционного, хотя имел и свои
поэтику и романтику. Прекрасная Дама того времени - это верная подруга,
"сеструхан" в окружении верных "братанов" со стаканом в
нежных ручках и сопровождающая парней повсюду вплоть до застенок РОВД. А ведь в
те времена существовало настоящее соревнование между милицией и нарушителями
известного указа Президиума Верховного Совета СССР и ЦК КПСС от 18.08.1972 г. о
запрете распития спиртных напитков в так называемых общественных местах.
Милиция порой осуществляла настоящие облавы на нарушителей этого указа, а
молодежь проявляла чудеса находчивости и изобретательности, чтобы их избежать.
Для этого они забирались на крыши домов, в самые глухие дворы (любимые места
ментов) или оставались на открытом пространстве аллей, позволяя видеть себя и в
то же время заранее видя милиционеров. Случалось порой, что затянувшийся тост
какой-нибудь подруги, которому внимали, забыв обо всем, ее друзья, стоил
свободы всей компании.
И все же не было прекраснее этих девушек,
затянутых в синие джинсы и гордо шествовавших на платформе по родным улицам.
Наши сестренки тех времен - Гули, Ляли, Сауле, Карлы, Миры и Жанны - для нас вы
остаетесь самыми прекрасными, и наш город и его красота неотделимы от вас.
Причуды истории и чужая воля больно ударили
по нашему городу. Алма-Ата больше не столица, и даже не Алма-Ата. Здания
города, еще не старые, как бы потемнели и посерели. Исчезает зеленый покров,
под которым когда-то разыгрывалось столько комедий, драм и приключений. Дух
стяжательства и коммерции испортил не только городской пейзаж, но и души людей.
Ветер перемен и ход жизни разносит алмаатинцев кого куда: кто-то сменил джинсы
на респектабельный костюм астанинского чиновника, кого-то судьба занесла к
чужим берегам, а кто-то, и это были самые непутевые и самые любимые, уже лежат
на Кенсае, где над их могилами тихо проносится нежный горный бриз, а внизу
лежит город, от которого они уже неотделимы навечно.
Но хочется верить, что алмаатинцы всегда
останутся алмаатинцами, седые и постаревшие, они вновь встретятся в любимых
скверах и на дорогих сердцу аллеях. И кто-то потянется в карман за мелочью, а
кто-то побежит в магазин. И прозвучит, как пароль, тост за родной город и за
нашу молодость, которой мы не стыдимся и которая на всю жизнь преподнесла нам
уроки мужества и братства, истинной любви и доброты, презрения к пошлости и
подлости.
Для тех, кто помнит автора и кто ему
по-прежнему дорог - просто Мура.