№15(28) 26 июля - 22 августа 2000 г
Пацаны-2 Мурат
Избасаров Надо признать, что наркотики в нашем регионе употребляли давно и даже традиционно. У всех в памяти жива картинка из Белого солнца пустыни, когда почтенные аксакалы невозмутимо курят кальян. При всей своей условности она отражает исторически нейтральное отношение к курению так называемых слабодействующих наркотиков, например марихуаны. Только одно отличие от наших дней издревле их употребляли только старики, несмотря на всю доступность сырья. Конопля растет у нас повсеместно. Вспоминается забавный случай конца 80-х, когда один из новобранцев Советской Армии, узбек из Ферганской долины, спросил у старшины на ломаном русском: А это можно?, показав оторопевшему командиру трехлитровую банку отборного нацвая. До определенного времени в СССР наркотиков почти не знали. Где-то в шестидесятые годы ситуация начала медленно меняться. Сказались и цивилизационное развитие, и мода того времени. Отголоски молодежной революции на Западе дошли и до нас: битловская музыка, стиляги, затем хиппачи, новые эксперименты и эпатаж, полное отрицание старых ценностей, свободная любовь и так далее и тому подобное. Самые классные представители молодежной тусовки того времени не просто хипповали, но и, естественно, курили травку. Однако широкого распространения тогда, в 6070-е, наркотики не получили в силу традиционного же пристрастия советской молодежи к благородным сухачам. И над теми, кто предлагал купить стакан анаши по рублю в начале 70-х и потом по три в конце того же десятилетия, просто насмехались. Однако гонцы начали появляться именно тогда, и основными рынками сбыта были Россия, в первую очередь Москва, и прибалтийские республики. К началу 80-х поездки гонцов превратились в массовое и даже организованное явление, а наркотики стали неотъемлемой частью образа жизни алма-атинской молодежи пацанов. Вся столица Советского Казахстана была разбита на районы, но не административные, а пацанские. История возникновения многих из них уходит корнями в послевоенное прошлое. Самыми знаменитыми были романтический Бродвей, впоследствии распавшийся на множество Салемов, Восходов-Тулебаек и других, и Шанхай, постепенно исчезнувший за застройками, молодежь которых уже пополнила славные ряды пацанов расположенной ниже части города. Все подростки делились на непацанов (комсюков) и пацанов. Последних любили девчонки (иногда неблагородно именуемые крысами). Жизнь на районе была наполнена романтикой в виде жестоких бакланов, погони за раскумаркой и борьбой с милицией, использовавшей для транспортировки бунтарей автобусы с решетками передвижные посты милиции, ППМ, которые в народе расшифровывали как прощай, папа-мама. Раскумариться можно было самыми разнообразными методами: затащиться от классного музона (Битлз или Пинк Флойд, например), просто набухаться и накуриться. Совмещение всех методов также не возбранялось, а считалось очень благородным времяпрепровождением. После горбачевской борьбы с пьянством, которая, к слову, только подхлестнула новый виток повального накуривания в алма-атинских дворах и школах, анаша продавалась активистами в школьных туалетах стаканами и стоила от 35 до 25 рублей. Вести подобный образ жизни было довольно накладно даже для центровской молодежи учащихся 56-й, 120-й, 35-й, 28-й, 12-й (казахской), физмат- и других школ, и средств, выделяемых высокопоставленными родителями (республиканская партноменклатура, генералы, академики-профессора, писатели), не хватало. Широкое распространение получили накаты (от банальных гоп-стопов удел танкистов до грамотного забалтывания жертвы дело лидеров конторы) и последующий сбыт импортных шмоток и часов, изготовление и продажа самодельного оружия, постановки на счетчик самых беззащитных и торговля наркотиками. Вся эта сопряженная с огромным риском для будущего, здоровья и даже жизни деятельность приносила всем участникам конторы дивиденды в среднем от 3 до 150 рублей в хлебный день, в зависимости от нахождения на конкретной ступеньке иерархической лестницы щегол, старшак или старик, вернувшийся из армейки. У каждой конторы были свои гонцы, совершавшие челночные рейды в Чуйскую долину. Дело было слишком опасное, и на это решались либо самые отчаянные, либо самые подсевшие, что зачастую было одно и то же. Подробно процесс добывания наркотиков описан в знаменитом романе Чингиза Айтматова Плаха. Курнуться можно было и чуйкой, и алма-атинкой, и иссык-кулькой. С середины восьмидесятых престижную чуйку потеснила дорогая афганка, привозимая как пацанами-стариками после завершения службы в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, так и студентами-афганцами, коих в алма-атинских вузах тогда было достаточно много. К слову сказать, служба в рядах ВС СССР была своеобразным мерилом зрелости личности. Очень многие возвращались на дембель серьезными людьми, которым уже не было дела до детских шалостей: надо было думать о взрослой жизни работать, учиться, жениться. Хотя другие даже за два года так и не смогли отвыкнуть от пагубных привычек: достать анашу в армии не было большой проблемой, да и друзья с гражданки могли прислать хитроумную банку сгущенки или упаковку Медео или Казахстанских, запечатанную почти что заводским способом. Один знакомый чуть не плакал перед призывом в Хабаровский край, полагая, что с привычным кумаром придется расстаться. Однако в пришедшем через пару недель письме довольно сообщил: Эта беда здесь возле штаба растет. Попавшая в армию с легкой руки Горбачева и впоследствии им же амнистированная студенческая алма-атинская центровская молодежь в армии не пропала. Многие из них считались признанными спецами по части бакланов и раскумарки сказалось жесткое отрочество на районах, за что ему спасибо. Но уж слишком многие из школьных кумиров быстро перешли трагическую черту, и сегодня огромного числа их нет среди нас у кого мотор не выдержал, кто-то подсел на иглу и быстро исчез, кого-то убили на воле или в тюрьме, кто-то просто бичует, потеряв человеческий облик. Однако среди тех, кто переборол привычки легкой жизни, много ярких личностей. Это известные всей стране и за ее пределами бизнесмены, банкиры, политики, журналисты, киноактеры и режиссеры. Все они помнят свое прошлое, втайне или явно гордятся им, придерживаются своеобразного кодекса чести, всегда с первого взгляда узнают друг друга в любой части света и приветствуют: Салам!. Они пацаны. |
|