Парчовые заплаты на холщовых брюках,
С переносом столицы власти утратили интерес к внешнему облику Алма-Аты
Деловая неделя, 23 апреля 2001 года
Евгений ПРОГНАЕВСКИЙ
Верный - Алма-Ата - Алматы...
По градостроительным меркам Алматы не просто молодой город, - он юн. Основанный
на месте казачьего укрепления в середине позапрошлого века (поселение XII века
не в счет, кочевники монументальных строений не делали), он не имеет зданий и
сооружений, от которых веяло бы седой древностью. Таких, например, как почти во
всех столицах бывшего Советского Союза. Наши-то областные центры почти все
близнецы-братья: неизменная площадь Ленина с памятником вождю, указующему на
обком-горком партии, тут же дом политпросвещения; пара-тройка микрорайонов,
рабочий поселок... Но наш город отличался милым своеобразием.
И не только в природных факторах дело - синие горы, речки, зелень. И не в
прямоугольной планировке. У города была душа. Каждый дом обладал аурой -
прохладной или теплой, фиолетовой или голубой. Они, дома, дышали, жили своей
жизнью, рядом с некоторыми было просто приятно постоять, помечтать. Это, в
меньшей степени ощущалось в спальных районах и промзоне, но историческое ядро и
центр завораживали.
К середине семидесятых годов прошлого века в Алматы сформировалась очень сильная
архитектурно-дизайнерская школа. Это была команда мощных интеллектуалов -
Николай Репинский, Юрий Ратушный, Тимур Сулейменов, Лев Ухоботов, Владимир Кацев
и очень многие другие. Школа трансформировалась через философию Павла Филонова,
девиз, наверное, можно было бы сформулировать фразой: "Я не могу быть вторым
Рембрандтом, но могу - первым Филоновым". Вообще, основной посыл
профессионализма - в любой сфере деятельности, а в дизайне и архитектуре
особенно - первичность. Наша школа вторичность отвергала, а потому у каждого
строения была душа и неповторимость личности его творца. В дизайне была
системность, а потому у города был свой неповторимый образ, собственное лицо.
Причем основывалась эта системность, как не парадоксально это звучит, на
гражданской совести. Мы торопимся уйти от "совка" и уходим достаточно быстро.
Проявляя при этом немалую суетливость. Забывая при этом, что советская эпоха -
это не только совдепия, но и советы крепких профессионалов, творческих команд
интеллектуалов, способных на мозговую атаку. Наша суетливость в бегстве от
своего недавнего прошлого особенно заметна, если вглядеться в новый
архитектурный дизайн центра Алматы.
Это похоже на мечту Остапа Бендера о белых штанах и Рио-де-Жанейро. Да, центр
нашего города изменился разительно: облицовка зданий, зеркальные покрытия, новая
колористика. Ночная подсветка и гирлянды на деревьях. Асфальт на тротуарах
заменяет экологически чистая брусчатка. Но дешевый китайский гранит и
"лакировка" фасадов убивает души домов. Псевдомонументальность сделала центр
города похожим на многие европейские или американские города среднего достатка.
Кроме того, - мозаика. Мы стремительно теряем свой стиль и свое лицо. Для того,
чтобы, например, переоборудовать квартиру в магазин или построить ресторанчик,
нужно получить массу разрешений, начиная от пожарных, сейсмологов и заканчивая
властями: "бегунок" бюрократической лестницы (в данном случае необходимой)
длинен, но преодолевается удивительно легко. А дальше начинается отсебятина.
Каждый владелец украшает свою собственность исходя их средств, и в меру своих
эстетических воззрений, которые далеко не всегда безупречны. И зияют эти
"украшения" на фасадах домов, как парчовые заплаты на холщовых брюках.
Совершенно нерационально, а иногда просто бестактно используется
рекламно-информационное поле. На историческом здании - доме напротив Оперного
театра, где жил когда-то Мухтар Ауэзов, рядом с которым снимался Сергей Лемешев,
с мемориальной доской соседствует реклама, фасад изукрашен по принципу "кто во
что горазд". Дома по проспекту Абылай хана напротив Главпочтамта имеют отступ от
"красной линии" тридцать метров. Можно бы сделать прекрасный прогулочный
бульвар, но понаставлены разномастные ларьки. Безвкусицы в новом дизайне не
просто много, а очень много. Архитектура города безнадежно "ломается".
Тимур Сулейменов - президент Союза дизайнеров Казахстана, заслуженный деятель
искусств, профессор (один из "могучей кучки" семидесятых, человек с утонченным
вкусом, интеллектуал) считает, что "дизайн - это социальный фактор. Его надо
вводить в систему государственного мышления, возводить в ранг национальной
программы". Конечно, каждый должен сам разгребать мусор в своем доме. И тот же
владелец магазина вправе покрасить его в любой цвет по своему вкусу, облицевать
либо мрамором, либо ракушечником. Но вот в Голландии, например, чтобы покрасить
фасад, надо получить разрешение муниципальных властей; возможно поэтому
Амстердам такой стильный город. Затем, формы собственности на землю. Они
вклиниваются друг в друга и затейливо переплетаются: вот муниципальная, тут же
КСК, рядом частник откупил или арендовал участок. И каждый, конечно, волен
разбираться со своей собственностью как ему угодно. Отсюда потеря стиля. А в
Соединенных Штатах, по рассказу Тимура Бимашевича, когда затевается новая
застройка или перепланировка, приглашают команду дизайнеров-архитекторов и те
половину времени, отведенного на проектирование, проводят в беседах с будущими
пользователями: и людям удобно, и стиль сохраняется.
Союз дизайнеров Казахстана разработал комплексную программу
архитектурно-художественного, градостроительного и дизайнерского преобразования
городской среды. Предлагается квадрат от улицы Чайковского, с запада на восток
до Зенкова и от вокзала Алматы-2, с севера на юг до Тимирязева, разбить на темы:
деловую, торговую, банковскую и т.д. Каждой займется группа
архитекторов-дизайнеров, возвращая единый стиль кварталам: меняя колористику,
рационально используя первые этажи жилых домов и рекламно-информационного поля.
Для инициации работы нужно совсем немного денег, но у города их на эти нужды
нет. Да и откуда им, собственно взяться? То мы щедро финансировали строительство
Астаны, теперь, видимо, будем кормить Талдыкорган. Эх, стать бы нам
казахстанским Гонконгом - сколько проблем решились бы сами собой... Физически и
морально устарели многие спальные районы, нужно что-то предпринимать. Союз
дизайнеров имеет наработки в этом плане - власти они не интересуют - гром-то
пока не грянул. Есть план "регенерации и музефикации исторического ядра": района
Крепости, Малой станицы, Татарки - прекрасное поле для познавательного туризма.
Увы, он остался не то что в прошлом веке, в прошлом тысячелетии.
Возможно, с переездом столицы интерес к собственному городу у нас уменьшился. Но
верно другое: за годы капитализации всей страны мы приобрели психологию
временщиков и стали жить исключительно по принципу "утром деньги - вечером хоть
трава не расти".
Деловая неделя, 23 апреля 2001 года