Владимир Проскурин
Транзит Алматы - Алма-Ата - Верный
Была станица, стала столицаДо ста городских примечательностей
Была станица, стала столица
В середине лета 1853 года военный отряд пристава Большой орды М.Д. Перемышльского, выйдя из Копала, подошел к старинной переправе Огуз-Уткул, что вела через своенравную азиатскую реку Или в высокогорные джайляу Тургеня, на сырты Центрального и Внутреннего Тянь-Шаня. Майору было предписано вести дипломатические и экономические переговоры с обитавшими там народами, склоняя их к сотрудничеству в торговле и промышленности и в целом к союзу с Россией. Переговоры были успешными, и к весне следующего года команда сотника Глахырина изучила местность вдоль Заилийского Алатау, навела постоянную переправу Кулумбаш на слиянии рек Курты и Или и приступила к сооружению крепости на берегах Малой Алматинки. Строительство велось на основе “Проекта укрепления за рекою Илею, на урочище Алматы, что в Большой Киргизской орде”, высочайше утвержденного 7 марта 1854 года. В разработке генплана принимали участие ведущие фортификаторы России А. Теляковский и Э. Тотлебен; в привязке к местности - топограф Е. Воронин, инженеры Л. Александровский и Ц. Гумницкий. На документе росчерком карандаша император Николай I начертал резолюцию: “Согласен, но сосланных туда покуда не поселять”. Высочайший рескрипт был закреплен статьей 28 260 “О строительстве укрепления “Заилийское” (измененном позднее на “Верное”, статья 29 772 Полного собрания законов Российской империи, т. ХХХ, 1854 год). В 1859 году командированный из Петербурга астроном и геодезист А.Ф. Голубев определил координаты 17 важнейших географических объектов, в том числе укрепления Верного, впервые нанес их на карты мира. Тем временем корреспондент “Санкт-Петербургских ведомостей”, отметивший это важное событие, сообщал российским читателям следующее: “Наше укрепление растет не по дням, а по часам. И как ему не процветать в стране, благоприятствующей всеми дарами природы и так долго ждавшей водворения цивилизации. Давно ли здесь была пустыня, в которой с самого сотворения мира не бывало оседлости, только лишь посещалась кочевниками, а теперь здесь город, в котором более пяти тысяч жителей! Поверьте, что не пройдет десяти лет, как наше Верное превратится в обширный город, которому будут завидовать не только сибирские, но и русские города...” В 1879 году вновь образованный статистический комитет Семиреченской области, душой которого был замечательный краевед Владислав Ефимович Недзвецкий, провел первую городскую перепись. Укрепление Верное становилось отправной точкой маршрутов первых научно-практических экспедиций. Чокан Валиханов изучал здесь жизнь, быт, родовые отношения тянь-шаньских народов. Во время путешествия по Семиречью в экспедиции М.М. Хоментовского, начальника Алатавского округа, Чокан вел дневник поездки, иллюстрируя увиденное карандашными и акварельными рисунками. Изучая эпос “Манас”, молодой ученый сумел увидеть в нем “энциклопедическое собрание всех киргизских мифов”, “нечто вроде степной Илиады”. Отметим важность результатов экспедиций П.Семенова-Тянь-Шанского, Н. Пржевальского, И. Мушкетова по изучению природы края, Е. Воронина, занятого топографическими работами и составлением карт Заилийского края, выбором и планировкой местоположения укрепления Верного. В новом городе Верном работала деятельная группа исследователей, написавших научный труд “Сведения о дикокаменных киргизах”. Это была первая и довольно удачная попытка обобщения и систематизации всех основных сведений о природе, хозяйстве, населении и общественно-политическом устройстве тянь-шаньских народов, населявших предгорья Тянь-Шаня. В составлении уникальной энциклопедии приняли участие верненцы И.А. Бардашев, Е.П. Воронин, Т.Ф. Нифантьев, В.В. Обух. Молодые ученые создавали первые метеорологические и сейсмологические станции, библиотеки и музеи, проявили себя в литературных и театральных начинаниях, в становлении альпинизма и горного туризма. Облик нового поселения запечатлели на своих полотнах талантливые сибирские живописцы Михаил Знаменский и Павел Кошаров. Известны три их рисунка. Композиционным центром работ художников является станичная площадь. Посередине ее - маленькая деревянная Софийская церковь, освященная настоятелем Евтихием Вышеславским в 1858 году. Справа нарисован угол земляного вала крепости. На валу - тын из плетня. За тыном высокий с растяжками флагшток, на котором в торжественные дни развевался трехцветный российский флаг. Вдоль высоких берегов Алматинки, поросших еловым лесом, видна дорога, ведущая в ущелье. Здесь расположены летний лагерь казаков и госпиталь. На обочине будущего проспекта Достык - полосатый верстовой столб. На другом рисунке станичная площадь уже застроена добротными бревенчатыми домами; в отдельных дворах на летнее время поставлены юрты. В одной версте от крепости отображено новое поселение - выселок Мало-Алматинский, обживаемый казаками и крестьянами. Чуть далее художник увидел Татарскую слободу, над которой высится минарет мечети. Православный крест и мусульманский полумесяц прекрасно уживались в соседстве, символизируя миролюбивый характер сосуществования людей различных вероисповеданий. Кстати, известно, что на время формирования Семиреченского казачьего войска среди большинства православных казаков службу несли 235 мусульман, 113 буддистов, 26 католиков, 21 лютеранин, 30 казаков были разного рода сектантами. 11 апреля 1867 года принято решение о возведении укрепления Верного в степень города, ставшего центром Семиреченской области Туркестанского генерал-губернаторства. Началось учреждение структур в составе Туркестанского края (в 1882-1899 гг. - Степного): Областного правления во главе с военным губернатором; Туркестанской епархии с пребыванием в Верном епископа Туркестанского и Ташкентского; Войскового правления с избранием наказного атамана Семиреченского казачьего войска и других учреждений для благоустройства края. Вопросами городского хозяйства до избрания Верненской городской Думы и управы ведало городское присутствие Областного правления. 13 ноября 1877 года состоялись выборы в Думу. Первым мэром города Верного был единодушно избран Павел Матвеевич Зенков (1830-1915). Городской голова происходил из уральских крепостных, однако, обладая талантом зодчего, нашел высоких покровителей и получил вольную. Не имея специального образования, он значился по разным ведомствам то вольным художником, то вольным архитектором. Осенью 1867 года П.М. Зенков прибыл с семьей в только что создаваемый Верный. Он принял участие в разработке и осуществлении первого генерального плана, вел наблюдения и контроль за строительными работами, показал себя искусным мастером. Разносторонние таланты П.М. Зенкова проявились не только в зодчестве, живописи, ваянии, но и в музыке, литературе, науке и общественной жизни края. Отметим лишь его плодотворную журналистскую деятельность, которая не прекращалась в течение всей жизни почетного гражданина Верного. П.М. Зенков был членом престижных клубов и научных обществ, наконец, вошел в купеческое сословие, был отмечен многими наградами и привилегиями. В большой семье первостроителя Верного родились дети: Алексей, Андрей, Константин, Владимир, дочь Александра. Известность, благодаря общественной молве, получил только второй сын Андрей Павлович Зенков (1863-1936) как первый архитектор старой Алма-Аты. Эта несправедливость по отношению к его отцу, к блестящей плеяде других верненских зодчих остается пока в силе, о чем свидетельствуют легенды о строительстве Кафедрального собора и других “зенковских” зданий. В городской прописке отказано и другим представителям верненского общества, с именем которых забивался первый колышек в основание Верного, во все его добрые начинания. Прежде всего вычеркнуты из памяти имена людей военного, духовного и купеческого сословий. Среди них первый военный губернатор и наказной атаман Семиреченского казачьего войска Герасим Алексеевич Колпаковский (1819-1896), первый архипастырь Туркестанского края Преосвященный Софония (в миру известный богослов Сокольский Степан Васильевич (1800-1877), первая купеческая семья Кузнецовых - братьев Василия и Владимира и сына его Иннокентия. Без этих громких и десятка других простых, но благородных имен невозможно прикоснуться к истории города. С 1869 года город начал строиться на юго-запад от Большой Алматинской станицы - от современных улиц Макатаева и Пушкина. К 1 января 1870 года было продано жителям 177 участков, из них большинство уже было освоено. Первые городские кварталы возникли вдоль Ташкентской аллеи (ныне проспект Райымбека). Была определена главная площадь - Сенная (ныне площадь перед зданием ТЮЗа), с возведением в центре ее благолепного Покровского собора, освященного в 1882 году. Однако первый опыт градостроительства оказался неудачным и не выдержал натиска стихии. 28 мая 1887 года новый город был полностью уничтожен разрушительным землетрясением, которое продолжалось с определенными перерывами в предгорьях Заилийского Алатау без малого около трех лет! Очевидцы рассказывали, что подземная стихия разбудила спящий город в 4.35 утра. Толчки в течение пяти минут превратили в руины 1799 лучших построек нового города: губернаторский дом, четыре корпуса гимназии, архиерейский дом с подворьем, храм Покрова Пресвятой Богородицы. Землетрясение не утихало ни на час, а только усиливалось грозами и ливнями, оползнями с гор, даже затмением солнца. Изменились очертания окрестных гор, живописные долины превратились в каменную пустыню. В субботу 30 мая распространился слух о якобы надвигающемся потопе. Трудно представить начавшуюся панику. Всякий мчался, не осознавая, от чего он бежит и куда. Главное было покинуть проклятый Богом город. Городские власти в тяжелый 1887 год пытались поддержать население и словом, и делом. Тяжело раненный губернатор А.Я. Фриде не прекращал оказывать содействие в доставке хлеба, одежды, медикаментов. Помощь шла со всех уголков Российской империи. Аксакал города Сеид Ахмед Сейдалинов поставлял юрты, горячее питание, предоставил кров пострадавшим в соседних аулах. Преосвященный Неофит совершил всенародный молебен. 332 погибших, в большинстве своем умерших от ушибов детей, отпевали в походной церкви - палатке и предавали земле. С годами это кладбище (ныне парк 28 гвардейцев-панфиловцев) было уничтожено. А с ним ушла память об этой страшной трагедии в истории города. Уже в ту далекую пору начинают разрабатываться научно обоснованные правила застройки города, расположенного в сейсмической зоне. Однако из-за дороговизны проектов строители не воспользовались ни рекомендациями ученого И.В. Мушкетова, ни применением новых строительных материалов и конструкций при возведении зданий, предложенных строителем П.М. Зенковым. Верный после землетрясения 1867 года становился исключительно деревянным, одноэтажным и приземистым городком. Другая проблема благоустройства города извечно крылась в развитии городской территории. Первый генплан 1868 года (авторы Н.И. Криштановский и П.М. Зенков) был утвержден генерал-губернатором Туркестанского края в 1874 году, когда город уже начал строиться. Причем требуемые десятины земли под усадьбы и выгон были значительно занижены при утверждении плана и составили лишь 443 квадратных десятины. Поэтому городская территория прирастала за счет освоения укрепления Верного (1854-1889 гг.), алматинских станиц Большой (1855-1927 гг.) и Малой (1860-1962 гг.), Татарской слободы (1857-1962 гг.) и других городских предместий, ныне составляющих Медеуский район Алматы. Возведение городских кварталов вынужденно велось на выгонной земле, что, естественно, ущемляло права собственников земли, мешало ведению сельского хозяйства. С установлением в Семиречье Советской власти в 1918 году вопрос о городской территории разрешился одним росчерком пера Военно-революционного комитета о национализации земли и ликвидации частной собственности и сословий. В 1918 году городская площадь была определена в 20 км2. 14 марта 1921 года декретом ЦИКа Туркестанской АССР было закреплено решение Верненского уездно-городского комитета РКП(б) о переименовании Верного в Алма-Ату. Полагают, словосочетание было принято ташкентскими советскими работниками по аналогии с названиями других среднеазиатских городов типа Аулие-Ата, где “ата” означает Всевышний, святой или просто отец, дедушка. Вопрос о правильном написании Алматы уже тогда неоднократно обсуждался общественностью и на государственном уровне. Однако городу суждено было долгие годы быть Алма-Атой, и это название прошло через судьбы не одного поколения горожан. В 1994 году город был официально переименован в Алматы. В двадцатые годы еще три главных социально-экономических события повлияли на жизнь города. Они явились началом политики диктатуры пролетариата, красного террора, национализации и экспроприации всего и вся, административно-территориального беспредела, революционных переименований. Вслед за перерастанием первой мировой войны в гражданскую, восстания 1916 года в революцию 1918 года, в Верном в 1920 году назрел антисоветский мятеж. Последствия репрессий новой власти были трагичны. Население Верного сократилось почти вдвое. Вторым главным событием было отделение в 1924 году Семиреченской (Джетысуской) области и выход ее из состава Туркестанской республики, а также вхождение в Казахскую (Киргизскую) автономию РСФСР. Одновременно Алма-Ата после национально-государственного размежевания Средней Азии становится после Оренбурга фактически административным, экономическим и культурным центром реформированного края. Третьим событием, безусловно, является решение Коммунистической партии и союзного правительства о строительстве Туркестано-Сибирской железной дороги. Любопытно заметить, что проект Турксиба обсуждался еще в XIX веке в работах верненских градостроителей Э. Баума, П. Гурдэ, П. Зенкова в связи с приездом в Верный министра путей сообщений России князя Хилкова. Эта идея была поддержана депутатами Госдумы Тынышпаевым и Гучковым. Предполагалась поставка в Семиречье материалов с Путиловского завода. Столыпинская реформа вызвала к жизни экономическое понятие “пятилетка”, и в народно-хозяйственный план царской России было включено строительство Турксиба. Однако только в 1926 году Совет труда и обороны СССР начал великую стройку пятилетки, но уже советской. Стройку возглавили те самые мечтатели из Семиречья: зампред Совнаркома РСФСР Турар Рыскулов и его земляк Мухамеджан Тынышпаев, выпускник верненской мужской гимназии и института инженеров путей сообщений, бывший сопредседатель Временного правительства Туркестана по Семиреченской области. Когда М. Тынышпаев был репрессирован, ему в вину поставили не только вредительство на Турксибе, но и керенское и депутатское прошлое. 29 апреля 1927 года Совнарком РСФСР утвердил решение VI Всеказахстанского съезда Советов о переносе столицы автономии из Кзыл-Орды в Алма-Ату. Правительство переехало в новый административный центр только к лету 1929 года, воспользовавшись пробным поездом строящегося Турксиба. Но в целом массовый переезд учреждений затянулся на долгое время. Некоторые организации довольно долго оставались в Оренбурге. Не успев переехать в Кзыл-Орду, им было предписано следовать в новую, третью столицу - Алма-Ату. В 1927 году в городскую черту вошла Большая Алматинская станица, которая пополнила образованный Фрунзенский (ныне Медеуский) район столицы. С образованием еще двух районов - Сталинского и Ленинского (ныне Алмалинского и Жетысуйского), а с годами и Кагановического (ныне Турксибского), территория города в 1937 году составила 45 км2, а плотность населения возросла до 270 человек на 1 км2 в центральной части и 90 человек - на окраине. Население города к 1929 году составляло 55 тысяч человек, а в связи с переносом столицы в Алма-Ату начало неуклонно возрастать. Стало не хватать жилья. Необходимо заметить, что квота кочующих госчиновников была значительно превышена главным образом за счет самовольного включения в списки прибывших их близких и родственников. Жилищный кризис был разрешен национализацией помещений, занимаемых потомками буржуазии, духовенства и казачества. В тридцатые годы Алма-Ата становится первым центром политической ссылки. По печально известной 58-й статье УК РСФСР в город прибыл Лев Троцкий- некогда второе лицо после Ленина в государстве. В Алма-Ате под административным надзором жили и работали интернационалисты Юлиус Фучик и Мате Залка, “хранитель древностей” города Юрий Домбровский, писатели Галина Серебрякова и Анна Никольская, художники Всеволод Теляковский и Сергей Калмыков, экономист-аграрник А.В. Чаянов, академик Е.В. Тарле. В эти же годы был опален цвет казахской интеллигенции - из Алма-Аты в небытие ушли С. Мендешев, С. Сейфуллин, Т. Рыскулов, У. Кулумбетов, Т. Жургенев, десятки общественных деятелей, творческих работников, технических специалистов республики, сотни простых алмаатинцев, ставших жертвами политических репрессий. 26 марта 1937 года Х съезд Советов Казахстана утвердил Конституцию, согласно которой автономия была преобразована в союзную республику. Административным центром Казахской Советской Социалистической Республики стала Алма-Ата. Пройдут десятилетия, столица окажется в центре политических и социально-экономических событий, в результате которых государство СССР перестанет существовать, Республика Казахстан обретет суверенитет и независимость. 30 августа 1995 года будет принята новая Конституция, согласно которой Казахстан вступит в новую эпоху своего развития, Алма-Ата (переименованная в Алматы) постепенно утратит свой столичный статус и передаст эстафету столичных городов (Оренбург - Кзыл-Орда - Алма-Ата) Акмолинску (также переименованному сначала в Акмолу, затем в Астану). Расширение городской территории требовало развития грузопассажирского транспорта. К концу двадцатых годов на смену гужевому транспорту постепенно приходит автомобильный. Правда, первый опыт создания городской автолинии относится еще к 1906 году. До революции в Верном существовала автомастерская и курсы шоферов Карпа Овчарова, горюче-смазочные склады “Братьев Нобель”. Между прочим, курсы шоферов некогда закончил Александр Шавров, впоследствии военный летчик, первым проложивший воздушную трассу Самара - Актюбинск - Ташкент - Верный и посадивший 1 апреля 1919 года самолет-биплан “Conbur” на площади за Малой станицей. В 1923 году на поле верненского ипподрома был оборудован первый аэропорт Алма-Аты (ныне район Центрального стадиона). В начале 40-х годов городской автопарк имел восемь 32-местных отечественных машин “ЗИС-16” и двадцать пять 16-местных автобусов “Газ-АА”, курсирующих по четырем маршрутам, соединяя станцию Алма-Ата 1 с центром, Малую станицу с поселком плодоконсервного завода, центр с госзаповедником в урочище Медеу. Среди стахановцев автодвижения известны имена водителей Г. Каракая и В. Шевченко, регулировщика И. Трубачева. Автобус остается и сегодня главным видом общественного транспорта. В Алматы расположены 52 транспортных предприятия, включая 8 автопарков, 5 таксопарков и маршрутных такси, 28 автокомбинатов, занимающихся грузопассажирскими перевозками. Ежедневно по городским дорогам протяженностью 1600 км выезжают около 2000 автобусов. Растет число не только городских пассажиров. Ежедневно в Алматы приезжают 250-300 тысяч гостей. 19 июля 1929 года первый локомотив “Э-1441” прибыл на железнодорожную станцию Копа, где временно был оборудован столичный вокзал. Чтобы добраться до Алма-Аты, пассажирам приходилось преодолевать гужевым и автомобильным транспортом еще около ста верст. 25 января 1930 года пробный поезд начал эксплуатацию так называемой “горветки”, пассажирской линии, связующей город с поселком станции Алма-Ата I. Любопытно отметить, что “горветка” перевозила в тридцатые годы строительные материалы и грузы к наиболее важным возводимым объектам. Позднее, в 1936 году, управление городских железных дорог преобразуется в “Трамвайстрой”, который приступит к строительству трамвайных и троллейбусных линий. В наши дни перевозками электрического транспорта занимается коммунальное государственное предприятие “Алматыэлектротранс”. 7 ноября 1937 года первый трамвай прошел кольцом “А” по улицам Комсомольская, Уйгурская, Пастера, Карла Маркса. 12 июня 1941 года было принято решение о пуске первого городского троллейбуса. Десять 52-местных машин предполагалось приобрести на Ярославском заводе и пустить их по линии от клуба-театра имени Дзержинского, далее по улицам Калинина и Ленина к Головному арыку. Были посланы на стажировку в Москву первые водители. Однако начавшаяся Великая Отечественная война резко изменила мирные планы. И только в марте 1944 года удалось проложить вторую троллейбусную линию вдоль улицы Гоголя от машинного парка до парка культуры и отдыха имени М. Горького. В 1999 году на маршрутах пущено 30 дополнительных трамваев. В перспективе намечено пустить на линии 200 новых троллейбусов и открыть алматинское метро, с этой целью достигнута договоренность с иностранными инвесторами на строительство метрополитена с расстоянием в 47 км. Помимо этого создано чешско-казахстанское предприятие по сборке троллейбусов “Шкода”, действует ремонтная база электрического транспорта АО “Электромаш”. В годы Великой Отечественной войны городская территория претерпела большие изменения. Для организации всесоюзного тыла и эвакуации в Алма-Ату значительных материальных и людских ресурсов было высвобождено 45 тысяч квадратных метров производственных площадей, уплотнен жилой фонд с целью размещения свыше 26 тысяч эвакуированных и их семей. Однако поток переселенцев был значительно выше. Под жилье использовали террасы домов и классы учебных заведений, в летнее время - дворы и сады. Эвакуированные старались жить колониями по национально-географическому признаку - в Большой станице селились еврейские деятели культуры и искусства, на Клеверных участках - украинцы, в западной части на улицах-линиях - белорусы, в центральной части города - творческая элита, “лауреатники”. Писатель-натуралист М.Д. Зверев как-то вспоминал, что группа ленинградских литераторов обжила даже помещения алма-атинского зоопарка, потеснив экзотических животных. В Алма-Ату было переброшено из прифронтовой полосы более 30 промышленных производств, развернуто 8 эвакогоспиталей, размещено 15 вузов и техникумов, около 20 научно-исследовательских институтов, свыше 20 культурно-просветительских учреждений. Все сферы городского хозяйства претерпели изменения и получили невиданное ускорение в развитии. Только промышленное производство за годы войны возросло на 184% и пополнилось новыми предприятиями тяжелой и легкой, пищевой индустрии. Многие предприятия после войны остались в Алма-Ате - Ворошиловградский завод “ХХ лет Октября”, Луганский паровозостроительный, ставший АЗТМ; на базе Реутовской, Полтавской и Ивантеевской фабрик были созданы хлопкопрядильное и трикотажное производство; Московская и Харьковская кондитерские фабрики увеличили выпуск алма-атинской сладкой продукции. Трудящиеся столицы Казахстана оказывали фронту огромную всестороннюю помощь, окружали вниманием и заботой семьи военнослужащих, инвалидов Отечественной войны. Здесь формировались 316-я (8-я гвардейская) стрелковая панфиловская дивизия, 73-я гвардейская сталинградская дивизия, другие воинские соединения. Здесь был создан фонд обороны на строительство танковой колонны и авиаэскадрильи “Алма-Атинец”. Творческое участие эвакуированных деятелей литературы и искусства, ученых, практиков способствовало расцвету культурной и научной жизни Казахстана. В 1946 году была открыта национальная Академия наук. Ее возглавил известный ученый-геолог К.И Сатпаев. С его именем связано освоение недр республики для нужд оборонной промышленности. В Алма-Ате были объединены ведущие киностудии страны: Киева, Москвы, Ленинграда. На базе ЦОКСа снимались документальные и художественные кинофильмы “Иван Грозный”, “Тебе, фронт”, “Абай”. В годы войны столицу Казахстана называли “советским Голливудом”. Здесь работали композитор С. Прокофьев, кинорежиссер С. Эйзенштейн, балерина Г. Уланова, писатель М. Зощенко, актер А. Райкин, академик В. Вернадский. Сотни других известных деятелей Страны Советов жили в Алма-Ате. Свыше 52 тысяч алматинцев были удостоены высоких правительственных наград за самоотверженный труд в тылу, 48 горожан получили звание Героя Советского Союза. Известен стране подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев, геройски защищавших Москву. Среди достойных сынов Отечества - П. Емцов, Н. Есебулатов, А. Косаев, В. Клочков, А. Крючков, Н. Максимов, Г. Митин, Д. Тимофеев, Н. Трофимов, И. Шепетков. Весьма прискорбно, что до сих пор не реабилитированы имена солдат, подобранных на поле боя немецкой тыловой командой и таким образом попавших в плен. В этот список жертв репрессий попал И.Е. Добробабин, командир гвардейцев-панфиловцев, лишенный звания Героя Советского Союза, заключенный в советский концлагерь с 1947 по 1955 год. В парке героев-панфиловцев нет могил солдат Великой Отечественной, защитников революции и гражданской войны. Только безмолвные кенотафы и сосны у Вечного огня да голос колокола православного собора, извечно взывающего к вере, надежде, любви. В 40-60-е годы городская территория расширялась за счет присоединения пригородных хозяйств, поселков, железнодорожной станции Алма-Ата I, аэропорта, колхозов “Луч Востока” (бывшая Малая станица) и “Казахстан” (бывшая Татарская слобода), Тастака. В 50-е годы начато массовое послевоенное жилищное строительство. Тогда был создан ряд типовых проектов 2-3-этажных зданий для районов с высокой сейсмичной активностью (КИЗ, Геологострой, Выставка). В 1955 году на базе завода железобетонных изделий № 1 был создан Алматинский домостроительный комбинат. Восемь лет спустя, после освоения крупнопанельного домостроения, комбинатом было сдано 152,8 тысячи квадратных метров жилой площади. Началось возведение первых микрорайонов из 4-этажных зданий. В 1978 году в городскую черту включили урочище Медеу, Каменское плато, земли хозяйств Коктюбе и Горного Гиганта. Городская территория возросла до 172,38 км2, в том числе под жилые здания было занято более 100 км2, до 20 км2 - под производственные помещения и склады, до 10 км2 - под транспорт; на остальной площади размещались кладбища, питомники, спецучастки. За последнее десятилетие в городе резко снизились объемы нового жилищного строительства, изменились планы застройки. Появился спрос наиболее зажиточной части населения на земельные участки в экологически чистых районах Алматы: в предгорьях Заилийского Алатау; на территории севернее проспекта Райымбек (микрорайон индивидуальной одноэтажной застройки “Шынырак”), вдоль Талгарского шоссе (“Думан”). На современном этапе наиболее активными направлениями роста городской территории остаются западная и северо-восточная, где возводятся массивы “Таугуль”, “Мамыр”, “Каменка”, “Баганашыл”, “Коктюбе”, “Горный Гигант”. Завершается строительство микрорайона “Самал”, где возводятся монолитные сейсмоустойчивые здания в 9, 12, 14 этажей. Наблюдается насыщение центральной части города объектами административно-делового, торгово-бытового, финансового и культурно-развлекательного назначений; увеличение объема транспортной нагрузки, перегруженности улично-дорожной сети центра города; повышение уровня загрязнения воздуха автотранспортом. Возникли проблемы благоустройства и озеленения дворовых пространств. В настоящее время полностью застроены и переуплотнены западные жилые массивы, ограниченные грузопассажирскими магистралями Толе би, Ауэзова, Розыбакиева, Саина. По статистическим данным, на начало 1998 года в Алматы проживало 1061,4 тысячи жителей: в Алмалинском районе - 202,8 тысячи, Ауэзовском - 256,0, Бостандыкском - 229,7, Жетысуском - 120,5, Медеуском - 137,9 и Турксибском районе - 114,5 тысячи жителей. 19 декабря 1981 года в роддоме № 4 родился миллионный житель Алма-Аты Бауржан Кадырсизов. Родителям мальчика была вручена специальная бронзовая медаль. Младенца благословил писатель-фронтовик Бауржан Момыш-улы. 12 октября 1999 года в 23.30 появился на свет алматинец-шестимиллиардный житель планеты Земля.