На главную страницу

Четыре взгляда на город

 

Владимир Проскурин

Транзит Алматы - Алма-Ата - Верный

Взгляд с горы Веригиной

Была станица, стала столица

До ста городских примечательностей

Золотой человек Семиречья

 

До ста городских примечательностей

В прошлом город, по словам поэта Вячеслава Киктенко, делился на три неравные части: до речки, вдоль речки и то, что за ней. Верный “до речки” больше напоминал образцовую деревню, основанную переселенцами из разных уголков России: крепкая изба, вокруг нее - замкнутый двор из амбаров, сараев, погребов, ледника, бани, конюшни, навеса для инвентаря и прочих надворных построек.Переселенцы привнесли в архитектурную аранжировку первых улиц нового города свои местные строительные приемы, свои вкусы, обычаи, культы. Например, опорные камни фундамента поливали кровью зарезанного петуха. Для богатства под углы нижнего венца помещали монеты, для оберега от нечистой силы закладывали ладан, для тепла - шерсть. Любопытно, что крестьяне везли в Семиречье самое дорогое: из Сибири - полевые цветы в кадушках, что в студеные дни благоухали на избяных подслеповатых оконцах: из Поволжья - плоские тяжеленные камни, заботливо облаченные в тряпицы (их использовали для гнета при квашении капусты). Чего-чего, а цветов, камней да солнца в горном краю семи рек хватило всем с лихвой! Деревенский уклад, однако, негативно влиял на развитие города и его облик. Скупленные под строительство домов участки шли на разведение огородов и садов, устройство скотных и постоялых дворов. Хозяйственные и бытовые постройки выходили к речкам. В 1915-1916 годах верненская городская дума произвела статистико-экономическое обследование. Выяснилось, что из 20 855 десятин станичной земли казаками обрабатывалось лишь 4 768, остальная земля сдавалась в аренду городским жителям. Из 9 855 городских хозяйств 837 занимались главным образом сельским хозяйством. Городское стадо составляло 20 тысяч только крупного рогатого скота. Большинство горожан владело участками земли от 300 до 600 квадратных саженей, около 30 % - меньшими по площади, а 10% - большими. До речки Малой Алматинки город был в одну улицу, некогда Соборную, затем - имени генерала Колпаковского, позднее - Ленина (Ильича), а ныне - проспект Достык, связывающий торговый центр города с предместьями в урочище Медеу. На месте разрушенного за ненадобностью крепостного вала в 1875 году разбили просторный “Гостиный двор и его купечества” (сто лет спустя - крытый рынок “Алма-Ата”); в средней части, где сегодня алеет пламя Вечного огня в городском парке, возвели обширный православный храм, поверженный три года спустя грандиозным землетрясением. В тот же памятный день, 28 мая 1887 года, стихия до основания уничтожила торгово-промышленные участки Кузнецовых, Пугасовых, Ивановых, Лутмановых, Огородниковых, некогда располагавшихся на территории нынешних площади и проспекта Абая. В память погибшим от сил природы в центре Гостинодворской площади была сооружена часовня. Первостроитель Верного П.М. Зенков писал по этому поводу: “... мы, семиреченцы, со страхом вспоминаем прошлогоднюю катастрофу, строим часовню-памятник ко дню ее годовщины и украсили эту часовню вокруг фонаря ея подобающей надписью” (в 1927 году в дни торжеств десятилетия диктатуры пролетариата часовня, как, впрочем, и многие другие памятники, напоминающие о “проклятом царском прошлом”, были уничтожены. - В.П.). В Верном были возведены 11 мечетей, две синагоги, римско-католический костел, православные церкви, среди которых сохранились лишь немногие действующие - Туркестанский кафедральный собор, возрожденный к жизни на Вознесение 1995 года, и Малостаничный храм во имя иконы Казанской Божьей Матери, небесной заступницы Семиречья - этот храм поставлен еще в 1871 году в память основания алматинских станиц. В наши дни духовная жизнь постепенно восстанавливается после длительного периода воинствующего атеизма. В Алматы проповедуются основные мировые религии с более чем 30 толками и направлениями. Свыше 200 религиозных групп, организаций, объединений, в том числе последователей ислама и христианства, обладают собственностью, строят культовые здания. В начале первой мировой войны, времени, по которому экономисты судят о развитии страны в ее дооктябрьский период, город незначительно расширил свою территорию на юго-запад (любопытно отметить, что в первом советском генплане 1936 года город также был намерен шагнуть на запад к району Тастака, вдоль Копальского тракта (ныне проспект Суюнбая) и на восток за Татарку). Но тогда осуществлению планов помешала вторая мировая война. Сохраняя курс на аграрное ведение хозяйства, продолжала развиваться и городская промышленность. В Верном действовало 65 фабрик и заводов (из них 16 кирпичных, 8 мыловаренных, 5 маслобойных, 3 табачных, по два предприятия выпускали кожевенную продукцию и спирт, а также гильзовые папиросы). Продолжали работать первые промышленные объекты Семиречья - заводы: пивомедоваренный, известковый и огневой сушки овощей, работающие исключительно на гидроэнергии Малой и Большой Алматинок. Из 37 тысяч населения лишь 328 жителей были заняты в промышленном производстве. Территория “вдоль речки и то, что за ней” была городом ремесленников и купцов. На берегах полноводной и бурной Алматинки (после селя 1921 года она поубавила свой норов, видимо, найдя для себя подземные русла), а также на ее гидротехнических каналах выросло до сорока предприятий агропромышленного направления. Вокруг водяных мельниц, отчаянно вращающих лопасти агрегатов, понастроились рабочая “кузнецовская” слобода, городские дачи. Своеобразное верненское Заречье делилось современным проспектом Абая на нижние и верхние садовые участки. В журнале городской Думы читаем, что “в 1880 году г-же Зауэр отдано земли под пивоваренный завод сроком на 50 лет, а пятью годами ранее - бесплатно, прапорщику Поклевскому-Козелло на 90 лет.” Верненские деловики обустраивались обстоятельно и надолго. Их деятельность была отмечена правительством за развитие промышленности и торговли высокими наградами и чинами. Два купца первой гильдии Н.И. Иванов и Г.В. Дюршмидт носили звание коммерции советника, первый - с 1887, второй - с 1906 года. Широкую известность получила благотворительность купечества. На средства меценатов строились храмы, богоугодные заведения, школы, велось благоустройство края и градостроительство. Накануне установления Советской власти в городе появились новые здания: торговые конторы, магазины, сословные клубы, кинотеатры. Внешне приземистые одноэтажные постройки были результатом убежденности местных архитекторов не строить высоких каменных зданий на местности, подверженной частым землетрясениям. Заботясь о поддержании архитектурного облика Верного, строители использовали, словно эхо минувших дней, традиции деревянного зодчества. Строения венчались “бочками и шатрами”, украшались “подзорами, петушками, полотенцами” и прочей резьбой по дереву. Такие домики украшали пыльные, неблагоустроенные улицы. Над резными крылечками крепились кованые ажурные вывески: “Торговый дом Г.А. Шахворостова с с-ми”, “Наследники коммерции советника Н.И. Иванова”, гостиница “Европа”, ресторан “Париж”, модные магазины по продаже женских шляпок и обуви “Варшава” и “Вена”, кинотеатр “ХХ век”. Появились телефон, электричество, автомобильные экипажи, деревянно-гончарный водопровод. Единственная областная газета “Семиреченские ведомости” не без иронии писала, что в “условиях повальной болезни поддержать репутацию полукустарного или несостоявшегося заведения пышной вывеской с многообещающим названием следовало бы подумать о переименовании Верного в город... Реномэ”. В 1906 году в городе Верном было издано наследие мыслителя-утописта Н.Ф. Федорова под общим названием “Философия общего дела”. Книга была подготовлена учеником Федорова, верненским юристом Н.П. Петерсоном. Событие само по себе уникальное. Труд представителя русского космизма Николая Федорова признан мировым сообществом памятником философской мысли. Писатель предрекал, что наступит время аморальности и безнравственности, утилитарного отношения и прагматического взгляда на памятники и памятные места человеческой цивилизации, когда, по мнению мыслителя, могилы отцов превратятся в праздные гульбища. Нечто подобное произошло в истории нашего города, в котором прошлое не ужилось в гармонии с настоящим. Кладбища, на которых лежали предки, известные и неизвестные горожане, были разорены и оказались под городской застройкой. Например, район железнодорожной станции Алматы 2, промзона между улицами Макатаева и проспектом Райымбека, парк 28 гвардейцев-панфиловцев, где нашли временное упокоение жертвы землетрясения 1887 года и селя 1921 года, сталинских репрессий и голода, герои революции и гражданской войны. Не стали историей города дорогие могилы почетных граждан города Э. Баума, П. Зенкова, С. Быкова, первосвященников Софония и Никона, аксакала города Верного Сеида Ахмета Сейдалинова, сводного брата Абая султана Халиуллы Ускенбаева, героя первой мировой войны, губернатора Семиречья М.А. Фольбаума, топографа Е. Воронина. Несть им числа, которые наш свет сопутствием для нас животворили! Философские мысли Федорова причудливо развил поэт Вячеслав Киктенко в стихах о прошлом и настоящем города, образно соединенных мостом на пугасовской переправе через Малую Алматинку. В 1896 году берега горной реки соединили свайным покрытием. Возводил мост, вероятно, инженер Николай Наранович, однако в памяти народной он остался Пугасовым мостом, по фамилии первостатейного купца, благоустроителя города Никиты Яковлевича Пугасова. “Мост был знаменито излучен, венец достопамятных сил купеческого благополучия, скрипуч и перильчат он был” - так скажет поэт об инженерном сооружении прошлого. Здесь у мельницы, известной уже тем, что во время землетрясения 1887 года бесплатно кормили хлебом жителей разрушенного города, Никита Пугасов начал свою предпринимательскую деятельность. Жил купец недалеко от водной переправы, и на месте его усадьбы остался лишь столетний дуб - своеобразное олицетворение купеческого благополучия. Давно нет моста, нет Пугасихи - запрудного ристалища детских дней, пивного вече взрослых лет, шутейной ассамблеи и остро пахнущего пугасовского базарчика. И лишь наплывают строки поэта: “Однако, выходит, непросто сжигать имена и мосты, коль вновь по Пугасову мосту проходим, как встарь, я и ты”. Своеобразный поэтический образ Пугасова моста как соединяющая нить между прошлым и настоящим, как необъятное море с большими и малыми островами, бухтами и заливами, где оказывается каждый ведущий неустанные краеведческие поиски в воссоздании родословной города, в установлении забытых имен творцов, руками и чаяниями которых возводилась и строилась южная столица Казахстана. Аранжировкой укрепления Верного, проектированием общественных и гражданских зданий, культовых сооружений занимались инженеры Туркестанского и Западно-Сибирского военных округов, выпускники Санкт-Петербургской инженерной академии, института гражданских инженеров, института путей сообщения. Вспомним первых: Леонард Александровский, Цезарь Гумницкий, Аполлон Каменоградский, Николай Криштановский, Павел Зенков. Первым городским архитектором был Г.Н. Серебреников (1839-1883), автор первого соборного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1934 году при благоустройстве площади Коминтерна Покровский храм вместе с погостом были уничтожены. Вторым и последним в предреволюционные годы главным архитектором города был француз Поль Гурдэ (1846-1914).Между прочим, автор первого герба Верного, утвержденного 19 марта 1908 года, создатель первой рельефной карты Семиречья, представленной на всемирную выставку в Париже, инициатор первых археологических раскопок Алматы, других начинаний, за что был удостоен звания почетного гражданина. Первый монументальный памятник в Верном был сооружен в честь Александра II. К открытию бюста самодержцу 17 сентября 1912 года Дума преподнесла венок “тому, под чьей державой возникло Семиречье”. Судьба памятника после установления Советской власти неясна. Однако известно, что на его месте в 30-е годы предполагалось установить памятник Ленину (ныне здесь Аллея глав государств, посетивших Алматы). Достойна сожаления печальная судьба еще двух памятников, некогда поставленных в окрестностях города в честь важнейших исторических событий. В 1905 году на православном кладбище села Узун-Агач (Казанско-Богородское) по проекту петербургского зодчего А.И. Гогена был сооружен обелиск в память сражения 21 октября 1860 года с кокандцами, битвы, принесшей мир и согласие казахскому народу и всему Заилийскому краю. Безжалостно содраны в наши дни с памятника гранитные блоки и мемориальные доски героям сечи, командующему сражением Г.А. Колпаковскому. На дне рукотворного Капчагайского водохранилища оказался поселок Илийск, где в 1874 году на средства купцов Владимира и Василия Кузнецовых на порфировых скалах капчагайской теснины была возведена часовня в память перехода Или отрядом М.Д. Перемышльского, всем первопоселенцам, основателям городов и сел Семиречья. В советское время мемориальные сооружения воздвигались в основном в честь деятелей Коммунистической партии и героев революции и гражданской войны. Первым памятником, установленным в эпоху социализма, была конная статуя руководителю восстания 1916 года Амангельды Иманову (1947 г.). Долгие годы памятник на фоне Заилийских гор являлся символом старой Алма-Аты. К сожалению, в наши дни многие из памятников советского периода стали считаться не произведениями искусства, а носителями чуждой эпохи и старой идеологии, а посему некоторые из них незаслуженно подвергаются ревизии и сносу. В соответствии с Законом об охране исторического наследия составлен перечень алматинских зданий, которые являются памятниками старины и не должны подвергаться коренной реконструкции. Однако во многих старых купеческих особняках и общественных зданиях стали размещаться иностранные фирмы, посольства и представительства. В наши дни здание консистории Туркестанской и Ташкентской епархии, особняки известных купцов Шахворостовых и Радченко, дома врача Фидлера и лесовода Баума, аксакала Сеида Ахмета Сейдалинова лишь внешне напоминают старый город - внутри новыми владельцами осуществлена коренная перепланировка. Некоторые улицы решено было оставить в качестве образцов старой Алма-Аты: Гоголя, 8 Марта (Калдаякова), Ленина (Достык) и др. Но жизнь распорядилась по-иному, и почти повсеместно старые домики были вытеснены высотными зданиями, а проспект Ленина подвергся полной реконструкции. В честь 100-летия со дня рождения Ильича часть проспекта от Абая до парка им. 28 гвардейцев-панфиловцев была застроена современными высотными домами, лишь в глубине дворов сохранилась часть верненской рядовой жилой застройки. Наиболее ранним сооружением советских времен остается школа № 35 на углу с улицей Джамбула. Последним по времени общественным объектом, построенным на проспекте Достык, является здание Дворца школьников (1983 г.). Комплексную застройку проспекта продолжают сегодня микрорайон “Самал”, дипломатический городок выше Моста и комплекс сооружений в урочище Медеу - ледовый стадион, гостиница, противоселевая плотина. Проект спорткомплекса группы архитекторов во главе с В.З. Кацевым и А.С. Кайнарбаевым удостоен Государственной премии СССР за 1975 год.Так, проспект Достык из верненской улочки превратился в красивейшую магистраль современного города. Отрадно, что сегодня улицы, площади и скверы Алма-Аты продолжают украшаться новыми памятниками - акыну Джамбулу, ученому-геологу К.И. Сатпаеву и просветителю А. Байтурсынову, героиням Отечественной войны Маншук Маметовой и Алие Молдагуловой. К 200-летию со дня рождения гениального русского поэта Александра Пушкина поставлен памятник на улице, носящей его имя. Среди мемориальных сооружений - новые памятники и плиты на домах, где жили выдающиеся деятели науки и техники, истории и культуры; надгробия на могилах героев нового времени. Началось новое строительство храмов, возрождение центров национальной религиозной культуры, просвещения, паломничества. В Алматы 25 национальных культурных центров. Последователями ислама возведено 22 мечети, образован исламский университет, обустроена могила святого Райымбека, издается журнал “Ислам элеми” и газета “Нур Шапагат”. В 1998 году около 400 правоверных Казахстана совершили хадж в Мекку. В июле 1999 года возведено новое величественное здание центральной мечети на 3000 верующих, а также сдана первая очередь исламского культурного центра имени Мубарака. Город широко представлен христианскими конфессиями, среди которых армянская религиозная община “Сурб Хач”. В 1999 году образована Астанайско-Алматинская епархия русской православной церкви, в числе 107 приходов, 6 монастырей. Для нужд православных действует духовное училище, издаются газеты “Свет православия в Казахстане” и “Веди”, создан благотворительный фонд “Светоч”. С 1994 года установлены дипломатические отношения с Ватиканом с пребыванием в Алматы Апостольской администратуры. В республике зарегистрировано 90 католических общин, а в Алматы 2 монастыря ордена Францисканцев, возведен римско-католический костел Пресвятой Троицы. Кроме того, в Алматы действуют более 100 общин протестантского толка, несколько лютеранских организаций. Активную миссионерскую деятельность ведут верующие харизматического движения, библейской миссии баптистов. В городе существует пресвитерианская духовная академия, организован библейский колледж, издаются газеты, журналы, специальная и духовная литература. 1999 год отмечен юбилеем местной иудейской общины, закладкой здания еврейского центра “Дом Менахема”. Нельзя не сказать и о том, что в Алматы до 30 собраний свидетелей Иеговы, а также места до десятка нетрадиционных и неоориенталистических религиозных объединений, среди которых буддисты и общество сознания Кришны. Из архитектурных премьер последних лет следует отметить создание группой зодчих мастерской Ш.Е. Валиханова мемориального комплекса на площади Республики. В центре - обелиск Независимости. Обрешетки художественного литья, полукругом обрамляющие стелу, повествуют о главных, эпохальных событиях истории Казахстана, включая торжественное избрание на пост первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева. Вершину стелы замыкает композиция фигуры крылатого барса, который сопровождает в звездном пути “золотого человека”. У подножья обелиска на мемориальной доске отпечаток ладони Президента, возлагаемой на Конституцию во время присяги. Пространство мемориального сооружения заполнено малыми архитектурными формами, скульптурными сценками из жизни и истории казахского народа... Со дня закладки города и времени основания первых алматинских поселений прошло 145 лет. За эти десятилетия в городе произошло множество социально-экономических и политических изменений, где судьба, как жизнь человека, полна радостей и печалей, где каждая страница - неповторима. Поэтому наш святой долг - как можно точнее воссоздать и сохранить историю Алматы.

Хостинг от uCoz